Warcraft, Command & Conquer, Age of Empires и многие другие известные имена, которые встали на ноги в девяностые. Ныне они - дорожайшие бренды и торговые марки, чьи судьбы теперь решаются не отцами-основателями. Но в те же годы вместе с ними процветали и другие стратегии, которые не расцвели в дальнейшем в сериалы, но могут быть интересны и сегодня. Сам автор этих строк начинал свой путь в те годы и именно со стратегий, поэтому меня посетила мысль собрать в одном обзоре россыпь любимых стратегий тех лет. Пусть им и не повезло позднее оставить следы подобные Red Alert, Generals, Warcraft 3 с его модификациями и DotA во главе них, и многим другим, однако это не отменяет присущих им самобытных концепций, собственного духа и очарования.Экскурс в прошлое я задумал побольше, чем на один пост, пока речь пойдёт о трёх случайно отобранных из моего списка играх.
В тени колоссов - часть II
В тени колоссов - часть I В тени колоссов - часть I
|
Knights and Merchants: The Shattered Kingdom
|
Нам игра известна под заголовком
"Война и мир". Пожалуй первое, что можно сообщить - данная стратегия определенно составила серьёзную конкуренцию Settlers III: концепция с армией и ведением хозяйства была удачно продумана и реализована. Конечно забот игроку хватало - еда требовалась всем, в отличие от тех же Settlers, Чтобы накормить подданных строились харчевни - в них помещалось до шести человек, так что в определенный момент требовалось поставить ещё одну-две харчевни - иначе люди начинали умирать с голоду в очереди за своей тарелкой...
Армию же мы кормили прямо в поле, доставляя им припасы с помощью носильщиков со складов. Понятное дело, что еда была постоянно восполняемым ресурсом, были бы фермы, мельницы, пекарни. Заканчиваться мог камень, например. Древесина пополнялась самим дровосеком, который взял на себя также роль лесничего из тех же Settlers и временами обновлял территорию саженцами.
Война велась по балансу "камень-ножницы-бумага" плюс различные построения солдат. К сожалению сами бойцы туповаты и, хотя пытаются сохранять выбранную формацию построения, то и дело путаются друг у друга под ногами. Впечатление от того, где война лучше - здесь или в Settlers III - останется субъективным.
Кампания выстроена обычной возрастающей последовательностью миссий, постепенной открывающей игроку и противнику всё больше возможностей. А подоплека всем событиям одна - гражданская война, сын пошел на царя-короля, устав ждать, когда унаследует престол. И вот почти захватив всё царство был остановлен в последний момент на клочке территории - вот с этого пятачка земли и пойдёт теперь шириться возвращение власти обратно. И так - на протяжении 20 миссий, из которых 6 пройдут без строительства поселения, а лишь с армией.
В тени колоссов - часть I В тени колоссов - часть IВот такое королевство и погрязло в гражданской войне. Жестоки разработчики
|
Отсутствие хорошего сюжета небольшое преступление, армии получалось собирать весьма разнообразные. Здесь нет рождаемости - все подданные выходят из стен школы: там мы заказываем себе и нового строителя, и фермера. Также там заказывается рекрут - тот в свою очередь отправляется в казармы. В казармы же складируют весь арсенал и броню, а позднее и лошадей. Таким образом обучить возможно тех солдат, которые попадают в формулу
Кадет + оружие + броня
Есть лёгкая пехота в кожаной броне - например, воины с топорами и щитами, способные совершить короткий, но стремительный маршбросок - за счёт чего полезны против лучников.
Как правило если мы имеем базу, то лучше всего уйти в оборону, отбить атаку противника, ошеломив его контратакой и постараться перенять инициативу в свою пользу. Но к сожалению возможную тактическую глубину подбора разных отрядов портят и их ИИ, и не до конца раскрытый баланс "камень-ножницы-бумага". Сражения больше похожи на тот же Warcraft с быстрым наймом крутых воинов. Впрочем возможность напасть на голодных солдат врага или пресечь их кормление весьма заманчива, и подобное не часто встретишь в стратегиях...
Тем не менее обаяние военноэкономических стратегий никуда не денешь: смотреть на копошение подданных, слушая ненавязчивую музыку приятно. Так что "Война и мир" ценный представитель редкого жанра и к тому же добротно исполненный.
В тени колоссов - часть I В тени колоссов - часть I |
M.A.X.: Mechanized Assault & Exploration
|
А вот весьма достойный шедевр своих лет, который вполне мог бы дорасти и до наших дней. Во-первых, чем игра уже заслуживает доверие - разработчик и издатель любимые всеми за Fallout,
Interplay Entertainment. Во-вторых - своим исполнением и заложенной механикой.
В сути сюжета - война восьми кланов, которая проходит на 4 различных планетах. Преимущественно игра проходит в пошаговом режиме, но за свой ход игрок может сделать всё, на что хватит очков действия его бойцов и техники. То есть разделение ходов здесь напоминает, например, X-Com: Enemy Unknown, при передаче хода компьютеру мы увидим одновременное выполнение приказов всеми его бойцами.
|
В тени колоссов - часть I В тени колоссов - часть I
В тени колоссов - часть I В тени колоссов - часть I
|
В тени колоссов - часть I В тени колоссов - часть I
В тени колоссов - часть I В тени колоссов - часть I
|
В тени колоссов - часть I В тени колоссов - часть I
В тени колоссов - часть I В тени колоссов - часть I
|
В тени колоссов - часть I В тени колоссов - часть I
В тени колоссов - часть I В тени колоссов - часть I
|
В тени колоссов - часть I В тени колоссов - часть I
В тени колоссов - часть I В тени колоссов - часть I
|
В тени колоссов - часть I В тени колоссов - часть I
В тени колоссов - часть I В тени колоссов - часть I
|
В тени колоссов - часть I В тени колоссов - часть I
В тени колоссов - часть I В тени колоссов - часть I
|
В тени колоссов - часть I В тени колоссов - часть I
В тени колоссов - часть I В тени колоссов - часть I
|
Система совершенствования своей армии работает вплоть до стопроцентной отметки для каждого параметра, что позволит даже слабого скаута превратить в неплохого бойца поддержки или стремительного штурма.
Если хочется закончить строительство здания-техники-бойца за меньшее количество ходов, то для этого надо потратить дополнительное количество ресурсов. Ресурсы добываются с помощью шахт, которые покрывают четыре игровые клетки. Но вот вопрос - а где здесь металл, топливо, золото - основные полезные ископаемые, на которых построена здешняя экономика? Недра здешних планет для нас пока тайна за семью печатями, но вот берём под свой контроль робота-геолога и включается накладываемая на ландшафт сетка с россыпью пустых или заполненных отметкой ресурса кружков. Эта накладываемая сетка будет пополняться стараниями геолога, которого можно перевести в режим авто-разведки, а когда понадобится включить её можно будет и отдельно - карта здесь очень богата на различные сетки-фильтры и специальные метки.
В тени колоссов - часть I В тени колоссов - часть IВот так мы ищем ресурсы, после чего строим в подходящем месте шахту.
|
Вообще слова "богата на различные опции-возможности..." применимы ко всей игре и в таких её компонентах как: юниты, постройки, исследования и прочее. Например, нам может попасться техника инопланетян, которую можно захватывать специальным бойцом. Тут следует сказать о том, что сперва упустил из виду - у вашей армии есть ограничение на боезапас и топливо. Техника инопланетян самая продвинутая по своим ТТХ.
Пополнить боезапас и дозаправиться можно было с помощью построек или с помощью специальной техники: например грузовиков с топливом.
В тени колоссов - часть I В тени колоссов - часть IПример бойца игры и его характеристик. Вертикальными палками отделены от базовых значений добавленные впоследствии улучшения
|
Игра предлагает своё решение проблемы динамики событий в стратегиях, когда игрокам сперва надо отстроить базу, наладить производство и когда ведь ещё воины появятся-то чтобы сражаться... Здесь же перед стартом некоторых режимов игры можно закупать начальную партию бойцов, на выданный капитал можно или скупить кучу танков, либо взять побольше инженеров. К тому же каждого из них можно усовершенствовать, что открывает большое просто для отыгрывания самых разных тактик и "дебютов".
В тени колоссов - часть I В тени колоссов - часть I Та самая предпартийная закупка |
Удивительно, что игра не превратилась в серию?.. Подобная попытка была - но M.A.X. 2 лучше не вспоминать - он вышел словно в спешке: сырым и со странными, точнее сомнительными, изменениями многих концепций в 1998 году. А в это время
Interplay уже было нехорошо... Fallout как торговая марка ценнее, его не забыли и его продолжения были, а вот M.A.X. не повезло. Но как видите по кадрам - игра и сейчас не выглядит уродливо, так что желаю приятно провести время тем, кто захочет ознакомиться с этой стратегией.
В тени колоссов - часть I В тени колоссов - часть I
|
|
Стратегия-головоломка. Так я подумал, сыграв первый раз. Конечно всякая стратегия подкидывает задачку для решения, но в NetStorm заключено много сюрпризов. Сперва кое-что об игровом мире:
Место действия - планета Нимбус, растительности, воды не то чтобы нет, они парят в верхних слоях атмосферы на клочках земли - таких вот островах. Внизу же бушуют страшные ураганы - типичный газовый гигант этот Нимбус. На островах проживает местное население, нимбусята... нимбианцы (Nimbians). В этом мире имеют значение три стихии - Ветер, Гром и Дождь. Высшие Жрецы нимбианцев обеспечивают своим островам производство и строительство, владеют магией и пользуются для этого Кристаллами Стихий, которые добываются из гейзеров. При этом жрецы владеют уникальными знаниями магии и сил стихий, а передаются они по заветам бессмертных горцев победителю. Так что задача сводится не только к добыче кристаллов, но и к захвату жреца вражеского острова.
И вот, чтобы нимбианцы могли добираться до других объектов со своего острова - точнее до гейзеров сперва добираются Жрецы, взять пару кристаллов и поправить финансовое положение, а потом создаются големы, которые отныне и будут основными трудягами - они придумали строить мосты. Мосты здесь собираются из сегментов, но предлагать нам будут произвольно созданные наборы, придётся спешно импровизировать, так как если мост ни с чем не соединить, то он будет постепенно разрушаться. Но в итоге маршрут проложен, чтобы добираться до нужного вам места. И теперь перед игроком появляется новая соблазнительная и полезная задачка - замуровать противника, пресечь пути для его мостов - по здешним правилам чужие мосты непересекаемы.
В тени колоссов - часть I В тени колоссов - часть I Итак, старт: жрец, рядом несколько гейзеров и храм Солнца - универсальная энергия для основ нашего хозяйства. |
Воевать нимбианцы придумали также по своему: с помощью различных пушек, летательных аппаратов - словом, такой техникой, какая пригодна в воздухе. Все они со своими особенностями: одна пушка дальнобойная и убойная, но бьёт строго по прямой и в одном направлении. Другие простреливают все 360 градусов, но недалеко, и тому подобные. Что касается здешней авиации, так она не атакует добытчиков ресурсов. Если боевые единицы не дотягиваются до территории противника, то как используются мосты, и постройки размещаются на местах стыковок к мосту. Таким образом надо продумывать прокладку мостов, затем размещение на них пушек и авиазаводов,
В тени колоссов - часть I В тени колоссов - часть IВот столь нагло можно уничтожать оборону врага - солнечные дискомёты бьют по окружности, хотя и недалеко. Зато оказываются в слепой для пушек зоне
|
Для источника боевой мощи используется энергия от Кристаллов стихий. Энергией объекты обеспечиваются от генераторов Стихий, только сперва ещё нужно поставить Храм соответствующей стихии - тогда открывается возможность строить связанные с ней объекты. Мало поставить пушку, её ещё надо обеспечить энергией, что может потребовать постройки нескольких генераторов, для выработки определенного набора энергии.
Но вот враг истрепан и атака переключается на их жреца. Тот не погибнет от атак машин простых смертных, но станет неподвижным, обернув вокруг себя защитную оболочку. Теперь его можно перенести к себе на базу теми же носильщиками. как кристалл. Далее строим алтарь и начинаем проводить ритуал, который тоже займёт некоторое время. И даже в это время у врага есть шанс отыграться - близость триумфа не должна помутить ваш стратегический ум! Только после посмертного крика Жреца можно считать решенным дело с его островом. (Если же на карте несколько участников, то тем более рано радоваться).
В тени колоссов - часть I В тени колоссов - часть IТак выглядит Жрец, когда он спрятался "в домике", но при этом никуда не убежит от верного голема, который теперь понесёт его в последнюю инстанцию
|
И война вся проходит без копошения на экране толп пехотинцев или колонн танков, шеренг роботов. Зато по уровню увлекательности и тактической глубине поспорит со многими мастодонтами жанра. Атмосфера и дух в игре также прекрасны: хороша и музыка, и прорисовка объектов, приятным бонусом выступает внутриигровая энциклопедия - она и кладезь полезной информации, и красивое пособие по миру Нимбуса.
Думаю NetStorm будет и сейчас оригинален и интересен, опять же его не назвать уродливым как и в случае с M.A.X.
На этом я завершаю первую часть экскурса по интересным стратегиям, которые делили место под солнцем с такими столпами жанра как Starcraft или Age of Empires, хотя и остались, в отличие от них, в родных 90-х. Но не утратили своего задора и даже новизны поныне. О ком пойдёт речь в следующий раз? Пока не знаю, в моих списках значатся и War Wind, и Lords of the Realm II, и Cavewars, и KKnD, и другие